Согласно отчету SITA «Сводки индустрии воздушных перевозок за 2017 г.: тенденции в области ИТ» (SITA 2017 Air Transport IT Trends Insights) в текущем году авиакомпании и аэропорты потратят 33 млрд долл на ИТ.
Доля расходов авиакомпаний на ИТ в отношении к их общей выручке должна составить 3,3% и достичь 24,3 млрд долл. Для аэропортов эта цифра составляет 5,05%, то есть по имеющимся оценкам они потратят 8,43 млрд. долл. Если говорить о перспективе, представители более 70% опрошенных авиакомпаний и 88% аэропортов считают, что в 2018 г. расходы на ИТ вырастут или останутся на нынешнем уровне.
Главным приоритетом инвестиционной деятельности остается безопасность в киберпространстве. Почти все они (95% авиакомпаний и 96% аэропортов) планируют в ближайшие три года вкладывать средства в масштабные программы и проекты НИОКР в сфере кибербезопасности.
Другое приоритетное направление инвестирования – облачные сервисы: 95% авиакомпаний и 85% аэропортов планируют вкладывать в них средства в ближайшие три года, подкрепляя тем самым повышательную тенденцию, на которую с 2015 г. указывает SITA. Третье ключевое направление, о котором говорят и авиакомпании, и аэропорты, – системы самообслуживания для пассажиров.
Авиакомпании сосредоточены на предоставлении мобильных сервисов. Сегодня подавляющее большинство авиакомпаний предлагают услуги регистрации на рейс (73%), информирования о порядке выхода на посадку (70%) и уведомления о статусе рейса (68%) через мобильные устройства, а к 2020 г. это планируют делать более 97% авиакомпаний. Основной рост ожидается в сфере информирования о статусе рейсов в режиме реального времени через социальные сети: если в настоящее время такую услугу предлагают 31% авиакомпаний, то в ближайшие три года их доля увеличится до 92%.
Обеспечение бесперебойного обслуживания имеет для авиакомпаний огромное значение: 94% из них оценивают оптимизацию обслуживания на базе единого приложения как приоритетную задачу, а 58% – как задачу с высокой степенью приоритетности. Мобильные приложения стремительно развиваются, как в части функциональных возможностей, так и с точки зрения удобства использования, и все больше авиакомпаний планируют превратить мобильные устройства в инструмент обслуживания пассажиров, включая обслуживание в периоды сбоев в работе.
В аэропортах все большую популярность среди пассажиров обретают средства самообслуживания, предлагаемые на этапах регистрации на рейс, сдачи багажа и выхода на посадку, и 89% аэропортов активно в них инвестируют. Операторы аэропортов уделяют большое внимание повышению качества обслуживания на всех этапах прохождения пассажира через терминал и для решения этой задачи постоянно исследуют возможности, которые открывают новые технологии, такие как Интернет вещей, радиомаяки и датчики. Исследование компании SITA указывает на то, что 80% аэропортов уже вкладывают средства в эти технологии или планируют осуществить такие вложения в ближайшие три года. Почти три четверти (74%) аэропортов инвестируют в системы, помогающие пассажирам ориентироваться на их территории, а 68% – в решения, делающие обслуживание пассажиров более индивидуальным.
Материал «Компьютерное обозрение»